Мы уже касались влияния внешних и внутренних факторов на прогнозирование потребности в персонале. Еще несколько примеров.
Внешние:
- Конъюнктура рынка труда (дефицит IT-специалистов, дефицит линейного персонала).
- Экономический кризис и санкции.
- Сезонность (например, аграрный сектор или логистика перед праздниками).
- Трафик клиентов (в отраслях, где требуется обслуживание клиентов)
Внутренние:
- Расширение бизнеса (новые проекты, выход на международные рынки).
- Автоматизация процессов (сокращение ручного труда).
- Текучесть кадров из-за низкой зарплаты или неудовлетворенности условиями.
Несмотря на важность персонала, не все компании стремятся на 100% заполнить штат, потому что при таком формате есть риск переплаты за простой. За оптимальный уровень комплектности штата, например, в ритейле принято считать 90%, недостающие кадры пополняются их числа самозанятых, аутсорсинга или за счет подработок для своих же сотрудников. Но фактический уровень комплектности у большинства компаний в розничной торговле сейчас ниже 80%, что существенно влияет на сервис, NPS покупателей и выручку. Именно в ритейле сложнее всего прогнозировать потребность в персонале и строить графики, ведь картина всегда разная. Здесь особую роль играет фактор сезонности, когда летом люди уезжают за город, а у клиентов есть разные периоды покупательской активности.