Получается, что бизнес бьется за повышение качества обслуживания, но не понимает и не контролирует, как работает его персонал. Чтобы повысить дисциплину и прозрачно контролировать выход сотрудников по планируемому графику, компании внедряют различные системы учета рабочего времени. Но даже внедрение подобных систем не гарантирует точность отметок о фактически отработанном времени – сотрудники находят способы фрода.
Фрод (fraud с англ.) – любой вид мошенничества или махинаций.
Разберемся, какие технологии применяются в системах учета и как сотрудники их обманывают:
«Классический» карточный СКУД
Самая распространенная технология учета, принцип работы которой заключается в прикладывании магнитной пластиковой карты к считывателю, который затем формирует отчет. Очевидный минус такого способа – производство карт, которые теряются или приходят в негодность. Учитывая, что штат даже одной торговой точки может достигать 100 человек, постоянная замена карт для компании выливается в крупную сумму каждый месяц.Помимо неудобства использования и стоимости, в этом способе учета больше всего вариантов фрода. Выделим основные, которые встречаются везде:
- передача карточек: сотрудники внутри одной смены могут обмениваться карточками, чтобы отмечать время прихода и ухода коллег при их фактическом отсутствии
- обман со стороны руководства: директор магазина может сам отмечать сотрудников, чтобы не создавать «лишние проблемы» и избегать штрафов от территориальных менеджеров; директор отмечает несуществующего сотрудника и получает за него заработную плату
- умышленная потеря или неисправность: сотрудники специально забывают или теряют карточки, чтобы директор магазина вручную заносил отработанные часы в систему, обычно закрывают глаза на опоздания и проставляют полную смену
Биометрия по отпечатку пальца
Учет по отпечатку пальца – технологичное решение, которое на первый взгляд кажется простым и удобным. Приходя на смену, сотрудники прикладывают определенный палец на устройство, который находит в базе нужный отпечаток и фиксирует отметку с конкретным человеком. Метод плох контактностью – стекла со временем затираются и приходят в негодность. С финансовой точки зрения это самый дешевый способ учета, но ненадежный.
Кажется, что обмануть такую систему невозможно, каждый палец индивидуален. Но лазейки нашлись:
- повреждение пальца: сотрудники могут нарочно порезаться, чтобы не отмечаться на устройстве, так как процесс регистрации нового пальца может занимать несколько дней или неделю, все отметки об отработанном времени фиксируются вручную директором
- обман со стороны руководства: как и в случае с карточками, директор магазина регистрирует на все свои пальцы разных сотрудников и отмечает их, включая «мертвые души»
- нестабильность распознавания: сотрудники специально прикладывают палец некорректно, и система их не считывает
Лицевая биометрия
Оптимальное соотношение стоимости и точности учета. Простой принцип работы: приходя на смену, сотрудник фотографирует свое лицо на специальном устройстве, во время отметки селфи сотрудника отправляется в облако и обрабатывается алгоритмами на основе нейронных сетей. Технология Liveness, используемая в таких устройствах, проверяет, настоящий ли человек изображен на фотографии.
Если проверка пройдена, то система преобразует фотографию в биометрический шаблон и ищет совпадения в загруженной базе. Если оно найдено, то платформа передает сигнал в систему для фиксации времени.
Для некоторых сотрудников внедрение самой надежной и точной системы учета стало вызовом – найти любой целой способы фрода. Вот, что встречается на практике:
- отметка через фото: сотрудники пытаются отмечать своих коллег, подставляя их фотографию к камере
- отметка через видео: если первый вариант не прошел, используют записанное видео с телефона, чтобы доказать системе, что это живой человек
К несчастью сотрудников и наоборот для бизнеса, обмануть лицевую биометрию невозможно. Такой способ учета фиксирует фактическое отработанное время и выплачивает по отметкам заработную плату. Установка устройств в каждом магазине кажется невыгодной инвестицией, но, если подсчитать, сколько теряет бизнес из-за несвоевременного выхода сотрудника на смену, подобные проекты окупают себя за несколько месяцев.
Внедрение подобных систем дает бизнесу больше, чем просто учет рабочего времени. Компании получают в режиме онлайн статистику по выходам сотрудников в разрезе дня, недели и месяца в каждом магазине. К тому же, автоматизированный процесс значительно сокращает время менеджмента на ручные операции, исключает оплату опозданий и ранних уходов и в среднем по рынке экономит до 1.5% фонда оплаты труда. При высокой численности штата экономия составляет миллионы рублей ежемесячно.
Материал подготовлен специально для VC.ru:
https://vc.ru/hr/287032-kak-sotrudniki-obmanyvayut-sistemy-ucheta-rabochego-vremeni