Противостояние форматов: как дискаунтеры помогают удерживать позиции классическому ретейлу
Несмотря на очевидные факторы успеха электронной торговли и популярные прогнозы на победу онлайн-сектора, не все эксперты разделяют привычный цифровой оптимизм на рынке розницы, аргументированно отдавая пальму первенства традиционному виду торговли. О том, как классический офлайн-ретейл удерживает позиции лидера с помощью набирающей популярность модели магазинов у дома, дискаунтеров, рассказывает бизнес-партнер Verme, разработчика отечественных WFM-решений для крупных торговых сетей, Роман Шаталов
Из офлайна в онлайн и обратно
Отток из России иностранных брендов и закрытие офлайн-магазинов в 2022 году форсировали и без того стремительно развивающуюся еще со времен пандемии онлайн-торговлю. Феномен настолько примечателен, что эксперты называют интернет-ретейл одним из немногих за последнее время сектором экономики со взрывным ростом. Оно и понятно, на сегодня доля e-commerce в России занимает десятую часть общего объема розничных продаж, стабильно подрастая на 30% каждый год.
Однако говорить о том, что e-commerce сохранит такой темп, не приходится. Основной пик роста отрасли действительно пришелся на 2020 год, когда выросли продажи не только в секторе фуд-ретейла, но и в категории электроники и бытовой техники. Но сейчас, несмотря на то что фешен-сегмент на маркетплейсах до сих пор продолжает расти, продуктовый ретейл практически исчерпал свой потенциал роста в онлайн-сфере. Хотя модель O2O (online-to-offline) и используется в ретейле, и у каждой крупной компании есть доля товарооборота в e-commerce, но она крайне незначительна. К примеру, даже несмотря на рост популярности доставки, продажи цифровых бизнесов X5 Group пока составляют всего около 3% от общего объема торговли. В то время как планы X5 Group на открытие дискаунтеров (79% оборота приходится на магазины формата «у дома») заявлены на уровне прироста в 2000 магазинов до конца текущего года с обещанием «не останавливаться на достигнутом».
Стремления ретейлера к непрерывному развитию офлайн-формата обусловлены клиентскими предпочтениями к реальному формату магазинов, хотя портрет современного покупателя действительно разнится: есть те, кто пользуются исключительно доставкой, и те, кому крайне важен личный контакт с товаром и шаговая доступность.
Быстрый и инвестиционно-привлекательный
Против онлайна свидетельствует и невысокая прибыль от интернет-торговли в некоторых секторах. Такие каналы, как «Яндекс Лавка» и доставка из «ВкусВилла» или «Пятерочки», рентабельны, но не настолько, чтобы и дальше продолжать в них вкладывать значительные средства. К примеру, около года назад Ozon отказался от развития экспресс-доставки за 15 минут в проекте Ozon Fresh.
Виной тому болезненная зависимость сектора от количества курьеров, сезонности и погодных условий: все это плохо поддается прогнозированию, а значит, и управлению. Учитывая серьезную роль курьеров и сборщиков в онлайн-торговле, где их нехватка существенно повлияет на столь критически важный фактор привлекательности для клиентов, как скорость доставки, вопрос автоматизации и планирования персонала с помощью WFM-решений (на основе математических алгоритмов оптимального расчета численности линейных сотрудников и длительности рабочей смены для эффективного покрытия покупательского трафика магазина) обретает особую важность. В отличие от традиционного магазина в онлайн-секторе «планировать персонал» сложнее и дороже так же, как и управлять его эффективностью. При нехватке сборщиков или курьеров в торговой точке доставка, а значит, и онлайн-торговля, просто останавливается либо задерживается, что угрожает основному конкурентному преимуществу онлайн-формата, одновременно тормозя его развитие.
Совсем иная ситуация в фешен- и секторе бытовых товаров народного потребления, которые практически полностью ушли в онлайн. Последняя попытка brick-and-mortar формата (физической торговой точки) — сеть «Мосхозторг», которая, несмотря на серьезные инвестиции и отличный выбор локаций с высокой проходимостью, потерпела крах именно потому, что хозтовары стали активно продаваться в онлайне. Именно поэтому офлайн живет и развивается по дискаунт-модели как оптимальное сочетание высокой скорости получения товара и низкой цены.
Кроме того, планы ретейлеров по развитию направления жестких дискаунтеров добавляют и инвестиционной привлекательности таким компаниям. С учетом этих факторов финансовые аналитики рекомендуют в текущий период обращать внимание на ретейлеров с подавляющей долей выручки от магазинов у дома, которые в условиях падения доходов населения обретают особую значимость и дополнительную прочность благодаря защитной природе продовольственного сектора.