2023 год стал по-настоящему годом новых вызовов для российской розницы. Тренды, которые формировались с середины 2021 года, достигли пиковых проявлений. Как изменился за год ритейл, какие направления и процессы вышли на первый план – разбираемся вместе с ведущими экспертами «Верме».
«Верме» – группа компаний, с 2014 года развивающая на отечественном рынке решения по управлению рабочим временем в рознице. Начав с решения задачи планирования оптимального расписания вывода продавцов в магазинах, компания дополнила пул своих продуктов платформой учета рабочего времени «Моя смена» на основе технологии Face-ID и QR-кодов с геолокацией, порталом управления аутсорсом и собственной Uber-платформой для самозанятых. За девять лет развития это решение стало одной из самых популярных систем планирования и учета рабочего времени, по версии рейтинга крупнейших HR-Tech игроков в России CNews, а также вывода самозанятых исполнителей с более чем 50 кейсами реализации в четырех странах.
«Когда мы создавали нашу систему, внедрение гибких графиков в магазинах для большинства сетей было на уровне “nice-to have option”, – вспоминает Дмитрий Шеходанов, основатель и генеральный директор «Верме». – Розничные компании неохотно смотрели в сторону решений, влияющих на эффективность использования фонда часов, ритейл быстро рос, и сети концентрировались на экспансии, а не на эффективности. Нам часто говорили: «Наш директор магазина лучше прогнозирует и считает, чем какая-то там система». Рынок «умного» управления графиками в России приходилось формировать практически с нуля, не только выступая как разработчик решения, но и занимаясь пропагандой самой концепции бережливого управления. Действительно, если взглянуть на цифры, – WFM не получится найти в первых строках рейтинга самых распространенных IT-решений рядом с ERP или CRM. И тем не менее портфель клиентов «Верме» включает в себя практически всех федеральных игроков и большую часть крупного регионального бизнеса.
За счет чего удалось добиться такого проникновения в рынок, поясняет Роман Шаталов, директор по развитию «Верме» и сооснователь компании «Моя смена»: «Мы живем в режиме перманентного стартапа. При том, что «Верме» на рынке уже более семи лет, сотни человек в штате, серьезные крупные заказчики – мы не перестаем постоянно искать новые гипотезы, выпускать новые продукты и отвечать на меняющиеся запросы рынка. Это было в нас с самого начала. Продукт Verme создавался в том числе из-за несовершенства существовавших на тот момент систем того же класса. Когда разобрались с WFM – то есть с планированием смен, – пришла идея дополнить продукт учетом фактически отработанного времени.
Платформа «Моя смена» автоматизирует привлечение самозанятых исполнителей на подработки в розничные торговые точки. Сегодня это самая большая база самозанятых, готовых брать предлагаемые ритейлерами смены для подработки в удобное время. Все зарегистрированные пользователи прошли проверку документов, при необходимости – вводное обучение и готовы взять заказ на выполнение работы. Сегодня на платформе зарегистрировано более 12 тыс. исполнителей, ежемесячно выполняется более 100 тыс. смен по всей стране.
«Дело уже не только в том, как найти надежного поставщика внешнего персонала, провести торги по условиям и вписать в договор штрафы за невыполнение SLA, – комментирует Дмитрий Филимонов, директор консалтинга «Верме». – Ключевой вопрос состоит в том, как обеспечить нужную укомплектованность каждого магазина сети и при этом не допустить перерасхода ресурсов.
В 2023 году практически все розничные компании вышли за лимит бюджета на внешний персонал по двум причинам – непрогнозируемо снизившаяся комплектность и увеличение стоимости часа. При таких вводных задача оптимального планирования графиков штатного и внешнего персонала обрела особую актуальность – и мы видим это по растущему спросу».
Только за 2023 год мы завершили внедрение Verme в семи федеральных сетях, добились роста производительности на этих проектах в среднем на 6,7% и уровня NPS наших клиентов в 67% (бенчмарком является 60%).